Страницы

понедельник, 4 июля 2011 г.

Решение проблемы мошенничества в системах интернет-банкинга?

Компания Cronto несколько месяцев назад выпустила очень интересное и, что самое главное, очень практичное решение, которое может решить все проблемы с мошенничеством в системах интернет-банкинга (или ДБО - дистанционного банковского обслуживания). Ну, возможно, не совсем все и не навсегда, но на ближайшие 2-3 года - вполне реально. Останется, разве что, вариант типа APT-атаки :-) Дело в том, что при использовании этого решения, проблема обеспечения доверенной среды на рабочем месте клиента отходит на второй план - даже если компьютер клиента полностью контролируется злоумышленником, он не сможет провести несанкционированный платеж.


Решение называется CrontoSign и работает оно следующим образом (судя по информации, опубликованной на официальном сайте):
  1. Клиент заполняет форму платежного документа в системе интернет-банкинга и нажимает кнопку типа "Запрос кода подтверждения";
  2. Платежный документ передается приложению интернет-банкинга, которое на основании реквизитов документа готовит некую криптограмму, которая отображается в браузере клиента в виде, отдаленно напоминающем QR-код.
  3. Клиент берет считыватель (которым может быть как специальное устройство, так и почти любой смартфон с камерой) и с помощью камеры считывает эту криптограмму.
  4. Программное обеспечение считывателя извлекает из криптограммы информацию платежа и показывает ее клиенту на экране считывателя (например, счет получателя и сумму платежа).
  5. Одновременно с этим, считыватель на основе реквизитов платежного документа формирует одноразовый пароль, который клиент (если, конечно, реквизиты платежного документа правильные) вводит в соответствующее поле ввода в браузере и нажимает кнопку "Подписать и отправить в банк".
  6. Банк проверяет одноразовый пароль и, если все правильно, проводит платеж.
Таким образом получается, что если злоумышленник формирует свой платеж или изменяет реквизиты сделанного клиентом платежа, клиент заметит это на экране считывателя, т.к. считыватель злоумышленник контролировать не может. Если злоумышленник перехватил одноразовый пароль, он все равно не может им воспользоваться для отправки другого платежа, т.к. он связан с реквизитами платежа клиента.

Защищенность решения напрямую зависит от стойкости используемой криптографии. Если для формирования и проверки криптограммы используются надежные асимметричные алгоритмы (типа RSA или ГОСТ), такое решение обеспечит более чем достаточную защиту, чтобы на время забыть о мошенничестве в системах ДБО (разве что за исключением внутреннего). Кстати, решение идеально вписывается в требования п.2 ст.12 63-ФЗ. Причем, помимо одноразового пароля, ничто не мешает для подписи платежных документов, отправляемых в Банк на первом этапе процесса, использовать традиционную ЭЦП (или усиленную ЭП).

Для физ.лиц, на мой взгляд, решение почти идеально - дополнительные телодвижения минимальны, а само решение может быть бесплатно для клиента (если используется уже имеющийся у него смартфон). Для юр.лиц (крупных) пока вижу только одну проблему, но серьезную. Они часто загружают в систему ДБО сразу пакет платежных документов, подписывают и отправляют их все скопом. При использовании такого решения, каждый платежный документ им придется подписывать и отправлять по отдельности... Хотя и тут возможны варианты - например, формировать криптограмму на каждый платежный документ в отдельности (для проверки клиентом) и одну криптограмму на общую сумму. И именно на последнюю криптограмму формировать одноразовый пароль. Если при создании криптограммы используется закрытый ключ банка, подделать ее не удастся все равно.

Кстати, решение CrontoSign уже внедрил у себя немецкий Commerzbank AG.

Хорошо бы заинтересовать им российских разработчиков систем ДБО... Думаю, что они могли бы договориться с Cronto. Тем более, что ген.директор и основатель Cronto - русский, Игорь Дроков, выпускник МГТУ им.Баумана :-). Ну в крайнем случае, они наверняка смогут разработать свое аналогичное решение.



6 комментариев:

  1. AES - асимметричный алгоритм? 0_о

    ОтветитьУдалить
  2. Если исходить из описания, то бросается в глаза такой изъян:
    либо предварительно в "считыватель" необходимо загружать ключи шифрования (сразу встает вопрос с доверенной загрузкой и вообще с управлением ключами), либо никакого ключа нет, а одноразовый пароль генерируется только исходя из данных о счете, тогда вообще никакой защиты нет, т.к. в этом случае пароль можно сгенерировать без участия пользователя.

    ОтветитьУдалить
  3. С AES ошибочка вышла, исправил. Спасибо за внимательность, Алексей! :-)
    В считыватель, конечно, должны загружаться ключи. Не знаю, как это реализовано в оригинальном решении Cronto - не нашел у них таких подробностей. Но, в принципе, загружать ключи должен банк. Если одноразовый пароль используется в качестве дополнения к ЭЦП, тогда вообще проблем нет.

    ОтветитьУдалить
  4. Если использовать отдельный считыватель (не телефон), в нем можно реализовать функционал аппаратного криптопровайдера, типа того же etoken'а. Такой вариант может подойти для юриков.

    ОтветитьУдалить
  5. C APT вопрос достаточно серьезный. Если такой лидер RSA так проколся, то что ждать от этого производителя.

    Хотя риски снижаются радикально, что делать при компрометации продукта - нужно продумать заранее!

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить